Приёмы мнемотехники на
уроках развития речи в рамках инклюзивного образования.
Всё чаще в своей
работе замечаю, что к 7-8 классу у многих ребят пропадает интерес к изучению
русского языка. И дело не только в смене ведущей деятельности и личных
жизненных приоритетов подростков. Психологами,
физиологами доказано, когда начинается активное половое созревание, умственные
способности падают. Некоторые функции мозга словно возвращаются назад, давая
дорогу другим, более важным на этот момент процессам. Школьник 12 – 14 лет не в
состоянии воспринимать учебную информацию в том объеме, в котором она на него
сыплется.
Множество громоздких правил, большое
количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, – все это негативно сказывается на
изучении предмета, внушая «страх
и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического
ученика», не говоря уже о «слабоуспевающих учениках» и детях с ОВЗ.
Память многих
учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила
или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. А вот если запоминание происходит с помощью ассоциаций,
начинает работать эмоционально – образная память ребенка,- и такая память
более яркая и устойчивая. (пример запоминания слов с правильным
ударением по картинкам и рифмам на слайде) Ярким
примером из детства может служить запоминалка цветов радуги: каждый охотник
желает знать, где сидит фазан.
Казалось бы до чего
нелепа фраза: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку. Но порядок и название
падежей с помощью неё можно запомнить на всю жизнь. Чем смешнее, нелепее фраза
тем прочнее сидит в мозгах.
В 8 классе изучая на
уроке виды подчинительной связи в словосочетаниях, я советовала запомнить слово
«СУП» и предложение «Вермишелевый суп с овощами готовится быстро». (прокомментировать)
Использование
мнемонических приемов – это попытка «открыть» школьникам «глаза и уши» с
помощью мнемотехники (греч. Mnemonіka –
искусство запоминания). Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных
ассоциаций.
Причина, заставившая меня
обратиться к мнемотехнике - это ограниченные возможности слабых учащихся,
поэтому пришлось искать приемы объяснения нового материала на низшем, более
доступном, интересном уровне.
Мнемотехника – это
возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять
объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы
восприятия. Поиск зрительных, слуховых,
звуковых ассоциаций в свою очередь способствует
развитию мышления учащихся.
Приёмов мнемотехники
довольно много. К схематично-рисуночной мнемонике (квадраты, дорожки, таблицы)
меня побудили обратиться уроки развития речи в 7-8 классах. Тексты изложений в
учебнике чаще всего непросты. Задачу пересказа осложняют задания сжатого или
выборочного изложения.
Рассмотрим фрагмент
урока развития речи в 7 классе. Ребятам предстояло написать выборочное
изложение по отрывку из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Предлагаю вам
послушать данный текст, чтобы воспринять всю серьёзность поставленной перед
учениками задачи урока, имея в виду, что в классе учатся дети с ОВЗ. На
подготовку и написание изложения даётся 1 урок. Задача весьма трудоёмкая.
Поэтому часть задания выполнялась на предварительном уроке, на котором обучающие познакомились с текстом, выбирали
необходимый для пересказа материал. Дома они должны были позапоминать части
текста, относящиеся к описанию отца и сына.
В начале урока,
посвященного написанию изложения, учителем было передано краткое содержание
рассказа. Тема войны и судьбы Андрея Соколова заинтересовала семиклассников,
причём тот отрывок, который даётся для изложения не отражает времени
происходящих событий. В учебнике даётся иллюстрация, по которой трудно описать
героев, но одна деталь - одинокая печка с трубой у дороги - указывает на время
событий (война, после войны). Почему так по - разному выглядят отец и сын?-
этот вопрос тоже волновал ребят. Кроме того, что выбранные отдельные
словосочетания и предложения нужно было оформить связным текстом, в своём
пересказе нужно было сохранить приведённые причастия.
По мере устного
описания сына ребятам было предложено рассмотреть данные иллюстрации (для нас
это мнемотаблицы).
Этапы
работы с мнемотаблицами:
·
1 этап: Рассматривание
таблицы и разбор того, что на ней изображено.
·
2 этап: Осуществляется
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в
образы.
·
3 этап: После
перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.
Главная задача коллажа - соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким
образом, идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Вы спросите, почему не дать просто план, по которому можно описать героя?
Допустим, « руки, глаза, одежда и т.д.». Почему я ушла от этого? Конечно, план
облегчает задачу ученика. Но: 1) в данном задании она и так облегчена
(выборочное изложение).
2) Здесь план является прямой
подсказкой, не несущей для обучающегося развития. Повторюсь, что поиск
зрительных, слуховых, двигательных ассоциаций развивает мышление. Причём такая
работа оказывается полезной для детей с ОВЗ и без ОВЗ. Хотя обычный ребёнок
умеет действовать с такими задачами ещё до поступления в школу, дети с ОВЗ
учатся этому в школе, практика показывает, что современные дети и те, и другие плохо
понимают произведения, написанные в прошлом. Так на примере данного изложения
пришлось поработать с предложениями «Длиннополая курточка, подбитая цигейкой…», «Крохотные сапоги с расчётом надевать их
на шерстяной носок…» Вот эти примеры на бытовом уровне вызывают больше всего
вопросов. И кстати, картинка, на которой изображена
овца, помогает запомнить слово цигейка.
Оно им не знакомо, а слово «мутон» на слуху.
Мнемонические таблицы для описания мальчика были оставлены на доске,
предполагая, что по ним будут работать слабые ученики и обучающиеся 7 вида. А
ребятам, кто работал над описанием внешности отца, был задан вопрос: какие
иллюстрации вы бы подобрали для описания внешности отца? (давались ответы: «Чёрствый хлеб, сухарь – ассоциация с
большой чёрствой рукой», «пленный»-
ассоциация с внешним видом отца, его одежды, «так, как
сказал автор о глазах, трудно
проиллюстрировать», « как отобразить в глазах ужасы войны рисунком?», зато они
обращают внимание на ценность слова и слога писателя «глаза, словно присыпанные
пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской».)
ВЫВОД:
·
Овладение
приемами мнемотехники помогает в развитии основных психических процессов-
памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи
детей с ОВЗ .
·
Мнемотехника
помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
·
Но
нельзя забывать, что использование
мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и
укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть.
Применение мнемотехники дает возможность продуктивного
переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских
ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию,
делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению
игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной
насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих
интереса.
Ссылаясь на авторитетное мнение психологов, хочется напомнить: гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток».
Ссылаясь на авторитетное мнение психологов, хочется напомнить: гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток».
Комментариев нет:
Отправить комментарий