Система оценки
достижения результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
АООП) обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной
отсталостью (по варианту 1) ориентирует
образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование
базовых учебных действий.
Оценочные нормативы: критерии оценки – социальные нормы,
общезначимые сравнения. При сопоставительном критерии преподаватель сравнивает
действия и учебный результат одного ученика с аналогичным результатом другого
или всех учащихся класса. При нормативном критерии результат ученика оценивается
с точки зрения установленной нормы, единого общепринятого стандарта (например,
одна-две ошибки – «4», три-четыре ошибки – «3»). Оценке подвергаются только
наличные знания. Включенность в процесс учебной деятельности, успешность
усилий, внутреннее состояние ученика не учитываются. «Сильных» учащихся
преподаватель хвалит всегда, «слабых» - очень редко. Чаще всего дает всем
одинаковые задания.
При этом компетентный преподаватель должен
уметь пользоваться в работе параллельно как общепринятой социальной, так и индивидуальной
шкалой оценивания.
Очень часто учитель оценку за деятельность учащегося отождествляет с оценкой его личности в целом. Это формальное отношение отрицательно сказывается на формировании положительной установки на учение: у «слабого» учащегося создает ложное представление о бесполезности его учебно-познавательных усилий, а у «сильного» - завышенный уровень притязаний.
Выполняя в основном контролирующую функцию, проверка знаний существенным образом влияет на управление процессом обучения, на выявление его эффективности. Контроль и оценка знаний осуществляются в большей степени для получения сравнительных результатов, выработки своеобразных общественно значимых нормативов. В то же время по разным предметам отметки выставляются с разной степенью строгости.
Очень часто учитель оценку за деятельность учащегося отождествляет с оценкой его личности в целом. Это формальное отношение отрицательно сказывается на формировании положительной установки на учение: у «слабого» учащегося создает ложное представление о бесполезности его учебно-познавательных усилий, а у «сильного» - завышенный уровень притязаний.
Выполняя в основном контролирующую функцию, проверка знаний существенным образом влияет на управление процессом обучения, на выявление его эффективности. Контроль и оценка знаний осуществляются в большей степени для получения сравнительных результатов, выработки своеобразных общественно значимых нормативов. В то же время по разным предметам отметки выставляются с разной степенью строгости.
В своей работе я выбрала нестандартное
решение оценки знаний: понятие, как умственная отсталость включает в себя
несколько стадий олигофрении и в тоже время это понятие единолично.
№ 3
На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию
из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:
- легкая
(дебильность, IQ 50-69);
- умеренная
(легкая имбецильность, IQ 35-49);
- тяжелая
(выраженная имбецильность, IQ 20-34);
- глубокая
(идиотия, IQ ниже 20).
Если взять учащихся по вариантам обучения, то по
первому обучаются дети 1 и 2 группы, по второму варианту обучаются дети 2 и 3
группы. И как вы понимаете, что способности у учащихся одного варианта разные.
Подход в обучении и оценивании тоже должен быть индивидуальный.
Отметка, являясь педагогическим стимулом,
соединяет в себе свойства поощрения и наказания. Но чтобы воздействовать
отметками, нужно учитывать, как они действовали ранее и какой эффект
обнаруживался в разных ситуациях. Часто обучающегося больше стимулирует отметка
«4», а не «5»; «3», а не «2». Ответив на «четыре», у ученика есть возможность
добиться большего. Но при этом, получая постоянно «отлично», ученик может
частично утратить смысл дальнейшего совершенствования своей учебы. Но если
данная отметка, являясь редкой для обучающегося, понравилась, вызвав
положительные эмоции, то она будет выполнять в дальнейшем свою стимулирующую
функцию, повышая и уровень притязаний учащегося.
Получение учащимся часто низких отметок
существенно понижает его стремление к улучшению своих результатов, так как их
трудно исправить на высший балл. А после отметки «три», приложив усилия, можно
добиться хорошей успеваемости. Постоянное получение обучающимся либо одних и
тех же положительных отметок, либо отрицательных воспринимается человеком с меньшими
эмоциональными переживаниями, в результате чего утрачивается мотивирующее
действие оценки.
№ 4
Ш.А. Амонашвили указывает психологический смысл и социальную сущность отметок для школьников.
«Торжествующая пятерка». Чувство повышенного престижа в разных социальных кругах (родителей, родственников, одноклассников). Полное доверие со стороны взрослых (родителей) и свободное пользование им.
«Обнадеживающая четверка». Поощрение со стороны родителей и надежда на большие успехи. При снижении успеваемости с высшего балла – обратная реакция.
«Привычная тройка». Без особых эмоций такая отметка воспринимается как родителями, так и одноклассниками. Но «тройка» у ученика может вызывать и радость, и удовлетворение при условии отсутствии знаний по определенному предмету.
Ш.А. Амонашвили указывает психологический смысл и социальную сущность отметок для школьников.
«Торжествующая пятерка». Чувство повышенного престижа в разных социальных кругах (родителей, родственников, одноклассников). Полное доверие со стороны взрослых (родителей) и свободное пользование им.
«Обнадеживающая четверка». Поощрение со стороны родителей и надежда на большие успехи. При снижении успеваемости с высшего балла – обратная реакция.
«Привычная тройка». Без особых эмоций такая отметка воспринимается как родителями, так и одноклассниками. Но «тройка» у ученика может вызывать и радость, и удовлетворение при условии отсутствии знаний по определенному предмету.
Пока не выработаны общедоступные методы
прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам
или действиям обучающихся.
Недостаточная разработанность критериев оценивания. Пятибалльная система проста и привычна, но субъективна и обладает слабой дифференцирующей способностью.
Недостаточная разработанность критериев оценивания. Пятибалльная система проста и привычна, но субъективна и обладает слабой дифференцирующей способностью.
Я
разработала собственный, индивидуальный подход к оцениванию:
Необходимо выявить зоны актуального и
ближайшего развития путем различных тестов, диагностик и наблюдений.
№5
Зона
актуального развития – это психические
функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем
ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи
взрослых.
Зона
ближайшего развития –это расхождения между
уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач,
решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого
ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в
сотрудничестве со сверстниками).
ЗБР дает представление о внутреннем
состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и
на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации
об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого
отдельного ребенка.
Воспитание
и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди
сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.
В связи с переходом на новые ФГОС наметился
перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на
развитие самостоятельности учебных действий, а это влечет за собой изменение
системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные
достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах
школьной жизни.
При оценивании контрольных работ ясно, что
ученик с группой №2 (умеренная или легкая имбецильность выполнит работу хуже,
чем ученик из группы №1 (легкая дебильность), но он тоже старался прикладывал
усилия. За что его наказывать? Здесь необходима помощь! Существуют 3 вида
помощи:
1. Стимулирующая №6
2. Направляющая №7
3. Обучающая №8
Самостоятельное выполнение
|
Стимулирующая
|
Направляющая
|
Обучающая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Самооценка ученика должна предшествовать
учительской оценке. Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания),
должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки
(например, красота, аккуратность выполнения работы).
- оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».
- оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».
Здесь
я прибегла еще к одному новшеству: оценивание в трех видах: №10
Возможная оценка
|
Реальная оценка
|
Рефлексивная оценка
|
Ученик выставляет себе сразу после выполнения работы.
|
Учитель выставляет после проверки.
|
Ученик – учитель обсуждение адекватности оценивания.
|
При выполнении домашних заданий или заданий
не связанных с диктантом предлагается 2 варианта: усложненный, простой.
Ребёнок должен
иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю
(или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерии оценивания.
Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся,
различные у всех.
- содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.
- учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки (графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных листах учащихся, тетради «Мои достижения»)- учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Для этого можно вводить специально организованное место в пространстве класса: «Место сомнений», в противовес этому месту может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.
- для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определённых информативных технологий.
- содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.
- учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки (графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных листах учащихся, тетради «Мои достижения»)- учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Для этого можно вводить специально организованное место в пространстве класса: «Место сомнений», в противовес этому месту может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.
- для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определённых информативных технологий.
№ 11
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий